«Необыкновенный малыш».  Занятия с дефектологом  для детей 2-6 лет

Авторская коррекционно-развивающая программа «Необыкновенный малыш» включает комплекс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей 2-6 лет с особенностями развития. С «особенными» детьми  занимается педагог-дефектолог. «Особенные» дети – это дети  с физическими и психическими особенностями развития. Работа по программе предполагает всестороннее развитие детей:

— с  интеллектуальным несоответствием (в легкой степени),

—  с задержкой психомоторного развития,

—  расстройствами аутического спектра (ранний детский аутизм),

— поведенческими нарушениями,

— с гиперактивностью и дефицитом внимания.

 

*В контексте программы понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Основная задача данной программы   — максимальная компенсация отклоняющегося развития и адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития — в этом приоритет педагогической работы с детьми с ЗПР по данной программе.

Реализация программы «Необыкновенный малыш» предполагает проведение коррекционно-развивающей работы с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Она посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Также педагог-дефектолог формирует и совершенствует элементарные навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.

Программа предусматривает коррекцию эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции; коррекцию речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР по программе:

— активизирует психические процессы;

—  улучшает процессы восприятия;

—  развивает словесно-логические операции;

—  формирует произвольную психическую активность.

В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа, которая предполагает коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР, в основном, проходит в виде игровых занятий.

*Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

Работа по программе предусматривает систематические индивидуальные занятия 2- 3 раза в неделю.