«Необыкновенный малыш». Занятия с дефектологом для детей 2-6 лет в Курске
Авторская коррекционно-развивающая программа «Необыкновенный малыш» включает комплекс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для детей 2-6 лет с особенностями развития. С «особенными» детьми занимается педагог-дефектолог. «Особенные» дети – это дети с физическими и психическими особенностями развития. Работа по программе предполагает всестороннее развитие детей:
— с интеллектуальным несоответствием (в легкой степени),
— с задержкой психомоторного развития,
— расстройствами аутического спектра (ранний детский аутизм),
— поведенческими нарушениями,
— с гиперактивностью и дефицитом внимания.
*В контексте программы понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
Основная задача данной программы — максимальная компенсация отклоняющегося развития и адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни.
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития — в этом приоритет педагогической работы с детьми с ЗПР по данной программе.
Реализация программы «Необыкновенный малыш» предполагает проведение коррекционно-развивающей работы с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Она посвящена, прежде всего, совершенствованию психофизических механизмов развития детей с задержкой психического развития, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.
Также педагог-дефектолог формирует и совершенствует элементарные навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
Программа предусматривает коррекцию эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции; коррекцию речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности; развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР по программе:
— активизирует психические процессы;
— улучшает процессы восприятия;
— развивает словесно-логические операции;
— формирует произвольную психическую активность.
В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа, которая предполагает коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР, в основном, проходит в виде игровых занятий.
*Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.
Работа по программе предусматривает систематические индивидуальные занятия 2- 3 раза в неделю.